Значение религиозного, научного и философского учения пифагорейцев.

     Длительная  и  сложная  история  пифагоризма  ставит  перед  исследователями  немало  вопросов.  Однако  можно  сформулировать  следующие  достаточно  обоснованные  оценки  смысла  и  теоретического  содержания  пифагорийских  учений.

     Идеология  пифагоризма  включает  три  главных  компонента:  религиозно-мифологически-магический;  научный,  связанный  с  развитием  математики;  и  философский.  Последний  аспект  демонстрирует  стремление  найти  начало всего  сущего  и  с  его  помощью  объяснить  мир,  человека  и  его  место  в  космосе.  Однако  ведущая  материальная  тенденция  заменяется  идеалистической,  которая  опиралась  на  важнейшее  открытие, связанное  с  развитием  математического  знания,  -  обнаружение  возможности  выявления  упорядоченных  и  численно  выразимых  количественных  отношений  всего  сущего.

      Раскрывавшаяся  пифагорейцами  числовая  закономерность  сущего  -  это  протяженный  мир  тел,  математические  закономерности  движения  небесных  тел,  законы  музыкальной  гармонии,  закон  прекрасного  устройства  человеческого  тела   и  др.  открытия  -  предстали  как  торжество  человеческого  разума,  которым  человек  обязан  божеству.

     К  сожалению,  за  тысячу  лет  антично  традиции  реальные  и  вызывающие  глубокое  уважение  к  личности  Пифагора  сведения  были  перемешаны  со  множеством  легенд,  сказок  и  небылиц. Можно  было  бы  много  чудес  рассказать  о  Пифагоре.  Но  главное  чудо,  прославившее  его,  состояло  в  том,  что  он  вывел  человечество  из  лабиринтов  мифотворчества  и  богоискательства  к  берегам  океана  точного  знания.  Утренние  купания  пифагорейцев  в  волнах Ионического  моря  были  и  ежедневной  прелюдией  к  плаванию  по  океану  знания.  Только  целью  плавания  были  не  поиски  сокровища,  а  поиски  истины.

     Пифагор  был,  видимо, первым,  кто  открыл  человечеству  могущество  абстрактного  знания.  Он  показал,  что  именно  разум,  а  не  органы  чувств  приносят  человеку  истинное  знание.  Вот  почему  он  советовал  своим  ученикам  переходить  от  изучения  физических  объектов  к  изучению  абстрактных  математических  объектов.  Так  математика  становится  у  Пифагора  орудием  познания  мира.  А  за  математикой  следует  и  философия,  ибо  философия  есть  не  что  иное,  как  распространение  накопленного   специального  (в данном  случае  математического)  знания  на  область  мировоззрения.  Так  рождается  знаменитый  пифагорейский  тезис:  Все  есть  число.  Так  в  недрах  пифагорейского  союза  рождаются  математика  и  философия.

      Они  считали  возможным  при  помощи  математики  достигнуть  очищения  и  соединения  с  божеством.  Математика  была  одной  из  составных  частей  их  религии. Бог  -  это  единство, а  мир  -  множество  и  состоит  из  противоположностей.                   

  То,  что  приводит  противоположности  к  единству  и  соединяет  

   все  в  космос,  есть  гармония.  Гармония  является  божественной

   и  заключается  в числовых  отношениях.  Кто  до  конца  изучит

   эту  божественную  числовую  гармонию,  сам  станет  божествен-

   ным  и  бессмертным.

         Таков  был  пифагорейский  союз  -  любимое  детище велико-

   го  эллианского  мудреца.  Воистину  то  был  союз  истины,  добра

   и  красоты.               

Используются технологии uCoz