Воззрения Эпикура на происхождение языка
Договорное начало главенствует у Эпикура в учении о
справедливости. Эпикур отступает от него в своем учении о происхождении
языка.
При объяснении начальной стадии образования языка он отрицает
договорный принцип, но вновь вводит договорное начало (конвенциональность) для
объяснения позднейших стадий развития языка, когда человек дает названия новым
предметам и когда возникает задача освобождения языка от двусмысленностей
(амфиболии).
Первоначальные слова были, по Эпикуру, речевыми жестами,
которые порождаются чувствами и впечатлениями от вещей.
Теория эта
намечена задолго до Эпикура Платоном в диалоге «Кратил».
Здесь
выведенный Платоном Сократ проводит различение между «первыми» и «последующими»
именами, а затем говорит:
«А раз хотим показывать голосом, языком и
ртом, то разве показывание каждой вещи этими средствами получится не тогда,
когда с их помощью будет происходить подражание чему бы то ни было?».
Эта теория «подражания» развивается в «Кратиле»
на основании атомистической теории языка, по которой слово разделяется на слоги
и на звуки - неделимые семантические части слов - и которая рядом новейших
ученых сближается с точкой зрения атомистического материализма
Демокрита.
Сближение это проводится в исследованиях Р. Филиппсона и Э.
Гаага.
«Названия первоначально были даны вещам, - поясняет Эпикур,
- не по соглашению [уговору], но так как каждый народ имел свои особые
чувства и получал свои особые впечатления, то сами человеческие природы
выпускали, каждая своим особым образом, воздух, образовавшийся под влиянием
каждого чувства и впечатления,
причем влияет также разница между народами
в зависимости от мест их жительства. Впоследствии у каждого народа, с общего
согласия, были даны вещам свои особые названия, для того чтобы сделать друг
другу (словесные обозначения менее двусмысленными и выраженными более
коротко».
Учение Эпикура о происхождении первых слов из
природных, но не конвенциональных речевых жестов противоречит подробно
изложенной в комментарии Прокла теории Демокрита об условном (конвенциональном)
происхождении языка.
Платон выдвинул в своем «Кратиле» обе эти
теории как противоположные учениям Кратила и Сократа.
Сопоставления эти
делают маловероятным совпадение гипотез Демокрита и Эпикура о происхождении
языка.